Развитие велоспорта. События и даты Печать
23.01.2008 14:13

 
ВЕЛОСИПЕД, от латинского velox - быстрый и pes - нога.

Зародился этот вид спорта в Европе в 1860-е годы.

В 1880 году энтузиасты велосипедного транспорта объединилась в Лигу американских велосипедистов, которая к 1890 году стала крупнейшей в мире спортивной ассоциацией.

Первым крупным международным соревнованием была гонка на дистанции 120 км, проходившая в 1869 г. во Франции по маршруту Париж-Руан, участники которой выступали на деревянных велосипедах.

Велосипедный спорт в программу Олимпийских игр был включен с 1896 года среди мужчин, а с 1984 года - среди женщин.

Вначале соревновались только мужчины, а женщины были допущены к участию в шоссейных гонках в 1984 года, в гонках на треке - начиная с 1988 года.

На Олимпийских играх в период с 1896 года по 1924 год программа олимпийских состязаний составлялась произвольно: в ряде случаев включались гонки только на треке - 1900 год и 1904 год, либо только на шоссе - 1912 год.

Моторизация транспортных средств, привела к снижению популярности велосипеда в период с 1900-х по 1920-е годы.

Программа соревнований стала определяться с 1928 года и мало изменялась до 1992 года. Программа на треке предусматривала гит с места 1000 м - именно здесь фиксируются рекорды, а так же спринтерскую гонку, индивидуальную и командную гонки преследования 4000 м, групповую и командную шоссейные гонки. В период с 1908 года по 1972 год проводились трековые гонки на тандемах. Каждая национальная команда могла быть представлена 15 гонщиками, каждый заявленный спортсмен имел право выступать в любой дисциплине. Однако регламент соревнований ограничивал количество стартующих: в гите с места, спринтерской гонке и индивидуальной гонке преследования на треке - по одному спортсмену, в групповой шоссейной гонке - по четыре, в командной шоссейной гонке 100 км и командной гонке преследования на треке - по одной команде из четырех чел.

Командная и групповая шоссейные гонки проводятся раздельно с 1960 года. До этого в командной гонке засчитывалась сумма результатов, показанных спортсменами каждой из стран-участниц этих соревнований. В соревнованиях 1912 года учитывалась сумма четырех, а в период с 1920 года по 1956 год - сумма трех результатов.

В программу Олимпийских игр 1996 года включены новые виды гонок для мужчин и женщин - индивидуальная гонка на шоссе и кросс, а исключена командная гонка на шоссе. Таким образом, на Олимпийских играх разыгрывалось 14 комплектов медалей:

1) групповая шоссейная гонка у мужчин и женщин;
2) индивидуальная гонка на время у мужчин и женщин;
3) на треке - гит 1000 м с места у мужчин;
4) спринтерская гонка у мужчин и женщин;
5) индивидуальная гонка преследования у мужчин и женщин;
6) командная гонка преследования у мужчин;
7) гонка по очкам у мужчин и женщин;
8) маунтенбайк - кросс-кантри у мужчин и женщин.

Изменилась система допуска на Олимпийские игры 1996: общее количество спортсменов определяется системой квалификационных соревнований и для гонок на шоссе должно составлять не более 200 мужчин и 60 женщин; на треке - 186 спортсменов у мужчин и женщин, маунтенбайку - 50 мужчин и 30 женщин.

Чемпионаты мира по гонкам на треке проводятся с 1893 года.

Чемпионаты мира по гонкам на шоссе проводятся начиная с 1921 года, а в закрытых помещениях с 1929 года.

Первый чемпионат мира по велосипедному спорту на треке состоялся в 1893 году в Чикаго, США, а на шоссе - в 1921 году в Копенгагене, Дания.

Чемпионаты мира по велокроссу проводятся с 1950 года.

Чемпионаты Европы проводятся только по гонкам в закрытых помещениях начиная с 1930 года.

В 1900 году был создан Международный союз велосипедистов - UCI, установивший современные правила для данного вида спорта. Этот союз осуществляет контроль за международными соревнованиями, утверждает и регистрирует велосипедные рекорды.В него входит более 170 стран.

В 1965 году были образованы две подчиненные UCI организации - одна для гонщиков-любителей - Международная любительская федерация велосипедного спорта - ФИАК, которая входила до 1992 года, а также Международная федерация профессионального велосипедного спорта - ФИКП.

Начиная с 1993 года разделение на любительскую и профессиональную федерации признано нецелесообразным, и в настоящее время образован единый Международный союз велосипедистов.